Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 "Уголек"

652845, Российская Федерация, Кемеровская область, город Мыски, квартал 17, дом 23

Телефон

(838474) 3-15-55

Эл. почта mdou_4ugolek@mail.ru

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение Мысковского городского округа

"Детский сад  № 4 "Уголек"

652845, Российская Федерация, Кемеровская область-Кузбасс, город Мыски, квартал 17, дом 23

Телефон 8(38474) 3-15-55  Эл. почта mdou_4ugolek@mail.ru

 


О программе «Социокультурные истоки»

ИСТОКИ — стратегическая программа, направленная на развитие социокультурного пространства России.

ИСТОКИ — апробированная образовательно-воспитательная и дидактическая система, призванная сформировать личность на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций.

ИСТОКИ — соединение научения ума с воспитанием души и возрастанием духа.

ИСТОКИ — уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурный приоритет образования и общества в России.

ИСТОКИ — программа активного «восполнения питания» от Истоков отечественной цивилизации.

Социокультурные истоки - стратегическая программа, направленная на развитие социокультурного пространства России (авторы: И.А. Кузьмин - профессор, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, г. Москва; А.В. Камкин -  профессор Вологодского государственного университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук).
 
Программа является апробированной образовательной воспитательной и дидактической системой, призванной сформировать личность на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций.

Программу "Социокультурные истоки" для дошкольного образования педагоги реализуют с детьми и родителями в свободное от занятий время в течение всего учебного года. Она решает следующие задачи.
В плане духовного развития:
обеспечивает духовно-нравственное развитие личности на основе категорий и ценностей.
В плане личностного развития:
воспитывает чувства патриотизма, гражданственности, устойчивости и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой родине, семье;
развивает управленческие навыки, формирует лидера, способного брать ответственность на себя.
В плане социализации:
развивает умение ориентироваться в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, формирует навыки сотрудничества в социуме.
В плане профессиональной деятельности педагога:
формирует добросовестное отношение к труду, приводит к осознанию духовного смысла труда на земле;
предоставляет возможность использования в образовательной деятельности активного метода обучения и воспитания детей на основе истоковских педагогических технологий и современного образовательного инструментария.
В плане изменения подхода к построению воспитательно-образовательного процесса:
объединяет воспитание, обучение и развитие личности в единый образовательный процесс;
обеспечивает преемственность дошкольного образования и начальной школы;
интегрирует занятия гуманитарного и научного направлений в целостный образовательный процесс.
 
Программа для ДОУ "Социокультурные истоки" разработана для четырех возрастных групп. 

ЭТАПЫ освоения курса:
В младшей группе (3-4 года) формируются понятия: Слово, Образ, Книга, (работа строится на основе русских народных песен, хороводов, игр, потешек, сказок, стихов и т.д.).
В средней группе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности человека в ней.
В старше группе (5-6 лет) обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира челвоека (вера, надежда, любовь, мудрость и т.д.).
В подготовительной группе (6-7 лет) осуществляется первоначальное ознакомление с истоками русских традиций, базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

 

Содержание

Программа направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве на основе православной культуры. Тем не менее программа «Истоки» успешно используется в воспитании детей из семей, придерживающихся других культурных традиций, так как программа возрождает ценности, присущие большинству традиционных культур.

Социокультурные Истоки

 

Учебно-методический комплект по программе духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» для дошкольного образования
Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» (общеупотребимое название — программа «Истоки») в дошкольном образовании направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

Комплект состоит из 17 книг: три книги для детей
3–4 лет («Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга»);
четыре книги для детей 4–5 лет («Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарное слово»);
пять книг для детей 5–6 лет («Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая Надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово»);
пять книг для детей 6–7 лет («Сказочное слово», «Напутственное слово», «Светлый образ», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции»).
Весь комплект книг полностью соответствует структуре и содержанию программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования, содержит осваиваемые категории (Слово, Образ, Книга; Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души; Вера, Надежда, Любовь, Мудрость; Традиции Слова, Образа, дела, праздника).
Книги для развития представляют принципиально новый вид инструментария, предложенный для дошкольного образования. Они предназначены для совместной работы педагогов, детей и их родителей.
Новый вид инструментария для дошкольного образования имеет следующие отличительные способности:
* во-первых, он направлен в равной степени на развитие духовно-нравственных ценностей как ребенка, так и его родителей;
* во-вторых, для каждой темы подобрано главное произведение, позволяющее выйти на размышление по осваиваемым категориям (главное произведение выделено особой рамочкой-заставкой и буквицей);
* в-третьих, книги для развития подготовлены для взаимодействия детей и родителей в процессе духовно-нравственного воспитания;
* в-четвертых, для каждой книги в целом и каждого произведения продуманы и подготовлены образы-иллюстрации, позволяющие получить образно-эмоциональное восприятие духовно-нравственного контекста произведения и осваиваемых категорий;
* в-пятых, в русских народных сказках восстановлен первоначальный контекст категорий и ценностей;
* в-шестых, для каждой осваиваемой темы подготовлены страницы Альбома «Мои Истоки», над которой может потрудиться ребенок вместе с родителями и закрепить в образе осваиваемые духовно-нравственные категории;
* в-седьмых, для каждой темы подготовлены активные занятия, направленные на развитие системы духовно-нравственных ценностей личности (методическая разработка по активным занятиям для дошкольного образования представлена в сборнике «Истоковедение», т. 5).